Воскресенье, 21.07.2019, 10:12
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

МОБУ КОСТЮКОВСКАЯ СОШ

УВЕЛИЧИТЬ ТЕКСТ
Меню сайта
Гос услуги
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей

Программа здоровьесбережения «Здоровье – это жизнь»

Принято                                                                                                                                                Утверждено

Педагогическим советом                                                                                                                    Директор МОБУ Костюковская СОШ

МОБУ Костюковская СОШ                                                                                                                _____________    И.П. Гришина

Протокол № 1                                                       

от «25» августа  2014 г.                    

 

 

 

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Костюковская средняя общеобразовательная  школа»

 

 

 

 

 

Программа здоровьесбережения
«Здоровье – это жизнь»

 

 

 

 

 

 

 

 

Костюковка

2014г.

 

1.Введение.

Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, созда­ние условий, направленных на

укрепление здоровья, cохранение здоровья физиче­ского, психического и

духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе,

сформиро­вать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,

научить использовать полученные знания в повседнев­ной жизни.

Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся

и педагогов,  о неблагоприятных для здоровья факторах

, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.

Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения.

Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения де­тей в школе состояние здоровья ухудшается в несколько раз.

Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей

программы здоровьесбережения мы определили заботу о сохранении здоро­вья воспитанников и учителей.

Охрана здоровья учителя является важным фактором укрепления здоровья ученика. Учитель обязан ответственно относится к своему здоровью, быть примером для ученика, вести здоровый образ жизни. 

2.Цели программы:

  • создание в школе организационно - педагогических, материально -технических, санитарно - гигиенических и других условий здоровье сбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья участников образовательного процесса;
  • усиление контроля за медицинским обслуживанием участников образовательного процесса;
  • создание материально - технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской ра­боты по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни;
  • развитие организационного, программного и материально- технического обеспечения дополнительного образования обучаю­щихся в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга;
  • обеспечение системы полноценного сбалансированного питания в школе с учетом особенностей состояния здоровья участников образовательного процесса;
  • разработка и внедрение комплекса мер по поддержанию здоровья педагогических работников школы.

3.Задачи программы:

  • четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
  • гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домаш­них заданий и режима дня;
  • освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегаю­щих здоровье учащихся;
  • планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся;
  • развитие психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физического состояния учащихся;
  • привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы кформированию здорового образа жизни учащихся;
  • посещение семина­ров, лекций по данной проблеме и применение полученных педагогами знаний на практике.

4.Функции различных категорий работников школы

1.Функции  медицинской службы школы:

проведение диспансеризации учащихся школы;

медосмотр учащихся школы,  определение уровня физического здоровья;

выявление учащихся специальной медицинской  группы.

2.Функции администрации:

общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;

общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;

организация преподавания вопросов на уроках биологии и ОБЖ в классах среднего и старшего звена;

организация и контроль уроков физкультуры;

обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;

разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;

организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения  и ее контроль;

организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;

организация работы психологической  службы в школе.

3.Функции классного руководителя:

санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;

организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании,  токсикомании, табакокурения;

организация и проведение профилактических работы с родителями;

организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками;

организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы

здоровьесбережения;

организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;

организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

5.Участники программы:

учащиеся

педагогическое сообщество

родители.  

6.Модель личности ученика.

Модель выпускника первой ступени обучения

Модель выпускника второй ступени обучения

Модель выпускника третьей ступени обучения

- знание основ личной гигиены, выполнение  правил гигиены;

-владение основами личной гигиены и здорового образа жизни.

- знание основ строения и функционирования организма человека;

- знание изменений в организме человека в пубертатный период;

- умение оценивать свое физическое и   психическое состояние;

- знание влияния алкоголя, курения,   наркомании на здоровье человека;

- поддержание физической формы;

- телесно-мануальные навыки, связанные сукреплением силы,выносливости, ловксти;

- гигиена умственного труда.

- стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и профессиональной пригодности  через физическое  совершенствование и заботу о своем здоровье;

- убеждение в пагубности для здоровья и   дальнейшей жизни вредных при-вычек;

- знание различных оздоровительных систем;

- умение поддерживать здоровый образ жизни,  индивидуальный для каждого человека;

- способность вырабатывать индивидуальный  образ жизни;

- гигиена умственного труда.

 

7.Ожидаемые конечные результаты программы:

повышение функциональных возможностей организма учащихся, развитие физического потенциала школьников;

рост   уровня   физического   развития   и   физической   подговленности школьников.

повышение приоритета здорового образа жизни;

повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;

повышение уровня самостоятельности и активности школьников;

повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении как здоровья школьников, так и своего здоровья.

 

 

8.Реализация программы направлена на формирование у учащихся

культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:

культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);

культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);

культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями); культуру   интеллектуальную   (способность   управ­лять   своими   мыслями   и контролировать их);

Базовыми компонентами на всех ступенях являются:

формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;

формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;

формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;

формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

 

9.Методы контроля над реализацией программ

посещение и взаимопосещение уроков, проводимых по ЗОТ;

мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в школе.

сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению.

контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной

образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.

 

10.Основные направления деятельности программы:

Медицинское направление предполагает:

создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:

проведение физкультминуток;

гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;

четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;

планомерная организация питания учащихся;

реабилитационную работу:

обязательное медицинское обследование;

Просветительское  направление предполагает:

организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;

организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;

пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов,

стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и

органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и

здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры).

Психолого-педагогическое направление предполагает:

использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в орга-низации учебной деятельности;

предупреждение проблем развития ребенка;

обеспечение адаптации на разных этапах обучения;

развитие познавательной и учебной мотивации;

формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;

совершенствование деятельности психолого  - медико - педагогической

службы школы для своевременной профилак­тики психологического и физиологического состояния учащихся и совершенствованию здоровье сберегающих технологий обучения;

организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.

Спортивно-оздоровительное направление предполагает:

организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;

привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;

широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

Диагностическое  направление предполагает:

проведение  мониторинга за состоянием здоровья,  в ходе которого выявляются:

 общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;

текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей);

 режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями.

11.Здоровьесберегающие образовательные технологии:

здоровьесберегающие медицинские технологии;

здоровьесберегающие технологии административной работы в школе;

здоровьесберегающие технологии семейного воспитания;

здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те психоло-го-педагогические технологии, программы, методы,

которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств,

способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.

12.Реализация основных направлений программы:

Убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.

Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.

Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.

Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.

Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.

Ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.

Обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой.

Контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.

Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в школе и вне её.

В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учётом

возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров.

Создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.

Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.

 

13.Применение разнообразных форм работы:

1.Учет состояния детей:

анализ медицинских карт;

определение группы здоровья;

учет посещаемости занятий;

контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.

2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

организация работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение дополнительных уроков физической культуры;

динамические паузы;

индивидуальные занятия;

организация спортивных перемен;

дни здоровья;

физкульминутка для учащихся;

организация летних оздоровительный лагерей при школе с дневным  пребыванием.

3.Урочная и внеурочная работа:

открытые уроки учителей физической культуры, ОБЖ;

открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности;

спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, шашки и шахматы, настольный теннис.

14.План деятельности по реализации программы

Мероприятия

Ответственные исполнители

Сроки

Планируемый результат и выполнение

1.

Медицинское направление.

 

 

 

1.1.

Медико-педагогическая экспертиза:

- анализ основных характеристик  состояния здоровья детей в школе;

-выявление учащихся специальной медицинской  группы;

-ведение строгого учета детей по группам здоровья. Формирование групп здоровья по показателям.

Врач Костюковской участковой больницы 

 

ежегодно

Медицинские карты, листы здоровья в классных журналах

1.2.

Проведение диспансеризации учащимся школы.

врач 

ежегодно

 

1.3.

Проведение  медицинского осмотра учащихся 9-х,11-х классов.

врач 

 

ежегодно

План медосмотров

1.4.

Медосмотр учащихся школы,  определение уровня физического здоровья.

врач 

 

ежегодно

План медосмотров

1.5.

Обеспечение и организация профилактических прививок  учащихся.

врач 

 

ежегодно

План прививок

1.6.

Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах.

врач 

 

ежегодно

Классные журналы

1.7.

Анализ случаев травматизма в школе.

 

врач ,заместитель директора

ежегодно

Материалы отчетов

1.8.

Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни.

врач ,заместитель директора 

 

ежегодно

Материалы отчетов

1.9.

Контроль за качеством питания и питьевым режимом.

заместитель директора 

ежедневно в течение года

 

1.10.

Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям:

проветривание;

освещение;

отопление

вентиляция

уборка

 учителя

ежедневно в течение года

 

1.11.

Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа)

заместитель директора

ежегодно

справка по оценке расписания

1.12.

Постоянный контроль за школьной столовой.

врач ,директор школы

ежедневно в течение года

 

2.

Просветительское направление

 

 

 

2.1.

Организация просветительской работы с родителями (лекторий).

заместитель директора по ВР

ежегодно

 

2.2.

Разработка и внедрение родительского лектория по здоровому образу жизни.

заместитель директора по ВР

2013-2014

тематика лектория

2.3.

Разработка системы обучения родителей и учителей по проблемам охраны, укрепления и сохранения здоровья детей.

администрация школы

ежегодно

план работы

2.4.

Вовлечение родителей и учителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей.

администрация школы

ежегодно

план работы

2.5.

Подготовка и проведение педагогического совета по теме «Формирование здорового образа жизни»

заместители директора

2014

протокол педсовета

2.6.

Организация просветительской работы с учащимися (лекторий, тематические классные часы и др.виды работ).

заместитель директора по ВР

ежегодно

план работы

2.7.

Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма.

заместитель директора по ВР

ежегодно

план работы

2.8.

Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры.

учителя-предметники

в течение года

планы

уроков

3.

Психолого-педагогическое направление.

 

 

 

 

3.1.

Организация работы кабинета психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

 

администрация школы

 

ежегодно

 

план работы

3.2.

Отслеживание работоспособности, тревожности и других психических показателей учащихся по экспериментальным программам:

- определение влияния учебной нагрузки на психическое здоровье  детей;

- изучение умственного развития учащихся с целью возможности продолжения обучения в профильных классах;

-  изучение психологических возможностей и готовности детей   к школе;

-  выявление профессиональных интересов учащихся и способностей с целью профессионального самоопределения;

-  разработка и внедрение системы медико-физиологического   контроля за адаптацией учащихся    к различным формам   обучения.

психолог школы,

врач,

классные руководители

ежегодно

диагностические исследования

3.3.

Организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.  

психолог школы

ежегодно

план работы психолога

3.4.

Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности.

учителя-предметники

ежегодно

Планы уроков

4.

Спортивно-оздоровительное направление.

 

 

 

4.1.

Организацию спортивных мероприятий.

 

учителя физической культуры

ежегодно

план работы

4.2.

Разработка   системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни учащихся.

заместитель директора по ВР

ежегодно

план работы кружков и секций

4.3.

Привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы  к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

заместитель директора

ежегодно

план работы

5.

Диагностическое направление

 

 

 

5.1.

Мониторинг состояния здоровья детей.

Врач, заместитель директора по ВР

ежегодно

результаты мониторинга

  

15.Календарный план реализации программы здоровьесбережения

Сентябрь

Организация дежурства по школе и по классам.

Налаживание работы кружков и секций, организация клубной деятельности.

Включение в планы родительского всеобуча, планы методических объединений и план работы школьной библиотеки мероприятий,

способствующих повышению эффективности работы по здоровье сбережению детей.

Включение в планы по руководству и контролю вопросов, способствующих улучшению работы школы по здоровье сбережению.

Организация питания учащихся.

Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах.

Проведение внутришкольных и участие в районных спортивно-массовых соревнованиях и спартакиаде.

Проведение месячника по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Проведение лекций, бесед, воспитательных часов

по формированию здорового образа жизни.

Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время (систематически).

Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.

 

Октябрь

Организация работы учащихся по трудоустройству и поддержанию порядка на закреплённых участках, работа по созданию и

поддержанию уюта в классах, школе, по сохранению школьного имущества.

Планирование занятости учащихся в каникулярный период.

Подготовка классов к зиме.

Проведение внутришкольных спортивных мероприятий и соревнований, участие в районной спартакиаде.

Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни.

Физкультминутки