Суббота, 21.09.2019, 23:17
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

МОБУ КОСТЮКОВСКАЯ СОШ

УВЕЛИЧИТЬ ТЕКСТ
Меню сайта
Гос услуги
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей

Методические материалы по химии

Разработка внеклассного мероприятия

 

 

 

 

 

для учащихся 8 класса


Орешек знаний тверд, но все же мы

не привыкли отступать!

Нам расколоть его поможет простой девиз: «Хотим все знать!

 

Ученик. Сегодня вас ожидает увлекательное путешествие по стране Химии, а поможет нам перемещаться в химическом пространстве машина времени.

Ученица. Итак, отправная точка — Костюковская СОШ, кабинет химии.

Ученик Какой интересный кабинет! Чего только в нем нет!

Ученица. А я слышала, что на химии можно пользоваться шпаргалками.

Ученик. Скажешь тоже.

Ученица. Да ты только посмотри: вот таблица Д. И. Менделеева, а вот таблица растворимости. На любой контрольной ими можно пользоваться.

Ученик. Но сначала надо этому научиться. Я читаю-то по слогам, а ты хочешь, чтобы я в латинских буквах разобрался.

Ученица. Ничего, как-нибудь разберемся, а если не сможем, то ребята нам помогут. Смотри, сколько их в зале.

Ученик А это что за книжечка? Читает: «Возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в зеленого льва. После этого прокаливай сильней, и он превратится в красного льва». Бред какой-то. Какие львы?

Ученица. А вот и не бред. Это тебе попался рецепт получения «философского камня» и «эликсира жизни» Джорджа Рипли, который жил в XIV в.

Ученик. Вот это да! Может, сядем в машину времени и махнем веков так на пять-шесть назад? Посмотрим, как люди додумались до того, чтобы каждый школьник зубрил формулы и уравнения.

Ученица. Нам одним в таком путешествии не выжить. Давай попросим ребят отправиться вместе с нами.

Ученик. И правда. Эй, кто здесь самый смелый? Стройте свои команды!

Ученица. Мы приглашаем команды занять посадочные места.

 

(На сцену выходят команды участников соревнования.)

 

Ученик Теперь давайте познакомимся.

(представление команд)

Ученица. Очень приятно.

Ученик. Стойте! Как же это мы одни собрались в путешествие, без взрослых? Кто даст нам совет в трудную минуту?

Ученица. Нам помогут Хранители времени — высший орган управления путешествиями.

(представление членов жюри)

Ученик. Пристегните ремни. Отправляемся.

 

 

 

СЦЕНА 2

(На сцене нарисованные стеллажи с книгами, две ученицы с книгами в руках, играющие роли Читалочек)

Ученица. Интересно, куда это мы попали? Наверное, это хранилище знаний.

Ученик. Вы кто?

Читалочка 1. Мы подружки Читалочки. Любим разные книги читать, поэтому можем рассказать вам много интересных историй. Но больше всего мы любим задавать вопросы.

Читалочка 2. Так и быть, расскажу - ка я для начала нашим гостям историю о происхождении слова «химия».

Есть несколько гипотез. Если считать, что эта наука зародилась в Египте, то слово «химия может происходить или от «кеме»— черная земля Египта, или от «хюма» — литье металлов, или от «ким» — золото.

Ученик. При чем здесь золото?

Читалочка 2. Дело в том, что были времена, когда оружие делали из золота. Золото — это первый металл, который люди ста- ли обрабатывать. Затем они научились получать бронзу, а уж потом — железо.

Читалочка 1 (первой команде). А теперь отгадайте, о каком металле идет речь. Древние называли его камнем неба». Изделия из него ценились дороже золота. Среди сокровищ египетских пирамид было найдено несколько украшений из этого мягкого металла. (Ответ: железо.)

Читалочка 2 (второй команде). Это сложное вещество в старину называли властелином жизни и смерти. Его приносили в жертву богам, а иногда преклонялись перед ним, как перед божеством. Оно служило мерилом богатства, могущества и власти. Поверье утверждает: начиная день, проглоти его кристаллик и жди удачи. Оно в воде рождается и в воде умирает. Его алхимический знак — ключ. На пирах у киевского князя его ставили в золотой посуде ближе к тому месту, где сидели князь и его приближенные. Что это за вещество? (Ответ: поваренная соль.)

 Читалочка 1. Нам приходится читать книги на разных языках. Поэтому мы решили придумать для вас шуточное задание. Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:

• Не все то аурум, что блестит. (Не все то золото, что блестит.)

• Белый, как карбонат кальция. (Белый как мел.)

• Феррумный характер. (Железный характер.)

• Слово — аргентум, а молчание — аурум. (Слово — серебро, а молчание — золото.)

• За купрумный грош удавился. (За медный грош удавился.)

• Много Н2 О утекло. (Много воды утекло.)

(На сцене появляется путешественник с рюкзакам за плечами)

Путешественник. Здравствуйте, ребята! Куда путь держите?

Ученица. Мы путешествуем по стране Химии.

Путешественник. О, я знаю, это удивительная страна, но, чтобы не заблудиться в ней, надо знать и географические названия.

(Задает вопросы командам)

• Какие элементы названы в честь стран?

(Ответ: германий, франций, полоний, рутений, галлий.)

• В названиях каких элементов можно прочитать названия рек? (Ответ: радон-р. Дон, нильсборий — р. Нил, индий — р. Инд, полоний — р. По.)

• Названия каких элементов произошли от названия столиц европейских государств?

(Ответ: гольмий — Стокгольм, лютеций-Париж, гафний — Копенгаген.)

• Название какого элемента связано с названием полуострова? (Ответ: скандий- Скандинавский п-ов.)

• Название какого элемента произошло от названия острова? (Ответ: медь (купрум) — о. Кипр.)

Путешественник За то, что вы успешно ответили на мои вопросы, дарю вам карту страны Химии. В добрый путь!

 

СЦЕНА 3

(На сиене Алхимик в балахоне колдует над реактивами: что-то смешивает, нагревает, сливает)

Ученик. Вот это да! Опять куда-то загремели.

Ученица (Алхимику). Скажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь?

Алхимик. Пытаюсь получить золото из неблагородных металлов. А вы что здесь ищете?

Ученик  Да мы просто путешествуем. Хотим на Химию посмотреть и себя показать.

Алхимик. Вы попали как раз туда, куда надо. Здесь есть на что посмотреть, да и свои знания можете показать.

(Раздает таблички с изображенными на них знаками химических элементов)

Перед вами знаки химических элементов.

По моей команде вы будете поднимать необходимые таблички. Чем точнее будут ваши ответы, тем больше баллов вы заработаете. За ошибки будут вычитаться штрафные очки.

(Алхимик по очереди дает командам задание, с помощью которого проверяет знание валентности элементов)

А сейчас новое испытание. В ящиках находится химическое оборудование.

Назовите предметы и определите, для чего они предназначены.

(Ученик и ученица выносят два ящика и ставят их перед командами. После того как команды дадут ответы, хранители времени оценивают их правильность)

И наконец, последнее испытание. Отвечайте на вопросы быстро и четко.

• То, из чего состоит физическое тело. (Вещество.)

• Вещества, обладающие постоянными свойствами. (Чистые вещества.)

• Способ разделения жидкостей, основанный на' разности температур кипения. (Перегонка.)

• Химическое явление. (Реакция.)

• Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его свойства. (Молекула.)

• Определенный вид атомов. (Химический элемент.)

• Какие частицы находятся в узлах веществ с немолекулярным строением? (Атомы и ионы.)

• Наука о веществах и их превращениях. (Химия.)

• Признаки, по которым вещества сходны или различны. (Свойства.)

• Разделение смеси при помощи фильтра. (Фильтрование.)

• Мельчайшая химически неделимая частица. (Атом.)

• Вещества, образованные атомами одного вида. (Простые вещества.)

• Реакция, идущая с выделением тепла. (Экзотермическая реакция.)

• Величина, показывающая, во сколько раз масса атома больше 1/12 массы атома углерода. (Относительная атомная масса.)

• Колонка для разделения смеси воды и нефти. (Делительная воронка.)

• Явления, при которых не образуются новые вещества. (Физические.)

• Условная запись состава вещества при помощи химических знаков и индексов. (Химическая формула.)

• Запись химической реакции при помощи знаков и формул. (Уравнение.)

Браво! Что ж, вижу я, что вы вполне готовы для того, чтобы продолжать свое многолетнее путешествие по стране Химии. Вам предстоит узнать много нового и интересного. Но вступая на этот путь, вы должны дать клятву.

 

Клятва: мы, ученики восьмого класса,

торжественно клянемся быть внимательными на уроках химии, строго соблюдать правила безопасности, всегда выполнять домашние задания и на все вопросы всегда находить ответы. Клянемся!

А теперь в честь посвящения вас в химики — праздничный фейерверк.

(Хранители времени подводят итоги соревнований, объявляют результаты) •

 

 

 

Ведущий (разочарованно). Химики! А что это значит? Это бессонные ночи, это постоянные разговоры о химии, это лабораторные и практические работы и это родители, которые говорят: «Кошмар! Наш ребенок — химик!» И это счастье? И это жизнь?

Вы хотите спросить: почему же становятся химиками?

(Гордо) Да потому, что химия — это бессонные ночи, это постоянные разговоры о химии, это лабораторные и практические работы, и это родители, которые говорят:

«Представляете, наш ребенок — химик!» И это счастье! И это жизнь!