Среда, 17.07.2019, 04:23
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

МОБУ КОСТЮКОВСКАЯ СОШ

УВЕЛИЧИТЬ ТЕКСТ
Меню сайта
Гос услуги
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей

ГОТИЧЕСКАЯ СУБКУЛЬТУРА

Гришина В.И.

Научн. рук. учитель английского языка Банных Н.Н.

 

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение                                         «Костюковская средняя общеобразовательная школа» с. Костюковка, Россия

 

ГОТИЧЕСКАЯ СУБКУЛЬТУРА

 

В работе представлена краткая характеристика готики как субкультуры, анализ, выводы и идеологические установки, на которых основывается данная субкультура. А  также дано схожее отношение к окружающему миру у представителей русского декаданса.  

 

Последнее время «готическая» субкультура приобретает всё большую популярность. Во многих регионах России всё чаще встречаются подростки в чёрной одежде, обвешанные крестами и металлом. Наша Амурская область не является исключением. Это явление не могло остаться для меня не замеченным. Меня заинтересовало, почему они так выглядят. Сначала из любопытства, а потом целенаправленно я решила изучить субкультуру «готов».

«Готы» в основном носят всё чёрное, или тёмное, подчёркивая этим свои пессимистические настроения. У них есть что-то необычное во взгляде, он какой-то отсутствующий. Они посещают кладбища, считая его единственным местом уединения. «Готы» не хотят мириться с повседневной реальностью, считая устройство нашего мира неправильным, и хотят уйти из него в иной. Что же служит поводом уйти из этого мира? Неужели, нежелание сопротивляться проблемам этого мира приводит подростка к суициду? Что в понимание этих людей означает быть «готом»? Для большинства, «гот» – это состояние души, или, навеянное модой, хмурое настроение? Чем мотивированно увеличение популярности движения, основой которого является – нежелание жить? С этих и многих других вопросов, взволновавших меня, я начала своё исследование. 

Объектом исследования данной работы является молодежь.

Предмет исследования: готическая субкультура.

Кроме того я считаю что эта тема очень актуальна в наши дни, она всегда была актуальна. Готы по сути целая система, очень своеобразное социальное образование. Его нельзя назвать группой, это, скорее социальная среда, круг общения, конгломерат групп или даже их иерархия. Где существует яркое деление на "своих" и "чужих". Проще говоря это государство в государстве требующее очень глубокого изучения.

Чтобы лучше понять внешний вид готов, базирующийся на их мировоззрении, мы с моим научным руководителем решили использовать в качестве методов исследования опрос и личные беседы с представителями данной субкультуры. Потом полученные данные мы проанализировали и сделали выводы, нашли идеологические установки, на которых основывается данная субкультура. Кроме этого мы нашли схожее отношение к окружающему миру у представителей русского декаданса.  

Представители русского декадентства считали, что существующие порядки сковывают незримые силы человеческого духа. Освобождение этих сил, углубление человека в бездны своего духа, стремление к единству «я» и вселенной, искание путей к познанию высших миров – вот путь, на который встала многая часть поэтов и писателей серебряного века.

Всё больше творческих людей писали о тьме, о смерти, о существах, существующих за гранями этого мира. Смерть не пугала этих людей, они как бы её ожидали, размышляя о том, что будет после неё. Тьма, ночь, одиночество стали являться основными музами поэтов. Блок, Бальмонт, Брюсов, Мережковский и многие другие символисты в своих стихах рисуют мистические картины. Тема загадочного и потустороннего мистического мира так же интересовала писателей-акмеистов (произведения Куприна «Гранатовый браслет» и «Бедная Лиза» Карамзина). Многие стихотворения Николая Гумилёва, Анны Ахматовой, Иннокентия Анненского, Александра Полежаева «готы» могут назвать «готичными». 

Таким образом, мы видим, что идеи суицида, привлекательности смерти не новы в русской культуре. И зарождение их в 90-е гг., после безоблачного «социалистического реализма», отнюдь не зарождение. Литературный анализ показывает, что пришедшие с Запада идеи «готики» попали на подготовленную культурными переменами почву российского общества и возродили духовные искания конца XIX –начала XX в.

Существует много версий, почему «готическая» субкультура стала называться именно так.

Чтобы понять истоки происхождения названия, необходимо обратится к происхождению символики.

Изначально, появился символ звезды, который символизирует знание, к которому идет человек, и обгорелая кожа на человеке является символом того, что он должен сталкиваться с обществом и его принципами, чтобы дойти до своей цели.

В то же время появился другой символ готов - анкх. В этом кресте объединяются два символа - крест, как символ жизни, и круг, как символ вечности, вместе же они обозначают бессмертие.

Современный готический имидж довольно сложен и разнообразен, он включает в себя одежду, обувь, украшения, аксессуары, make-up, прическу.

У готов сформировался свой оригинальный стиль мэйк-апа, для представителей обоего пола характерно использование грима и маникюра. С помощью грима или пудры лицу придается мертвенно-бледный оттенок, делается черная подводка для глаз, также в черный цвет могут быть подкрашены губы, ногти. Черный цвет доминирует, но допустимы и другие цвета. На готических фестивалях можно увидеть готов, чей имидж очень широко разнится.

Одежда является немаловажной составляющей имиджа гота, со временем она разнообразилась, и если вначале она была просто матерчато-черная, то со временем появились элементы одежды из черной кожи, латекса, винила, сетки, шелка, бархата и др. материалов. Независимо от материала костюма неизменным остаётся преобладание черного цвета (использование других цветов вполне допустимо и не нарушает общего восприятия).
     Не существует "стандартного" гота и поэтому невозможно привести какой-либо общий критерий для "выявления готов". Каждый гот индивидуален - кто-то является готом по своему отношению к жизни, кто-то только по увлечению готической музыкой, кто-то без ума от готической литературы и готического арта, но их всех объединяет то, что они интересуются готикой, понимаютт её (хоть и каждый по своему), воспринимают её. Совершенно не обязательно одеваться только в черное, чтоб быть готом, или слушать готическую музыку, или пребывать в вечно печальном состоянии... Есть некие общие черты, характеризующие это направление культуры, но они только характеризуют, а ни в коей мере не определяют ее. Нет четкой грани разделяющей готов между собой, есть граница между теми, кто чувствует и воспринимает мир готики и теми, кто совершенно с готикой не знаком или считает готов уродами, идиотами, сатанистами и т.д.

Как и многие регионы  России, Амурскую область не обошло движение, так называемых, «готов». Конечно, кто-то в этом движении видит желание – само реализоваться, но у большинства – желание найти кого-то, кто бы понял, как несправедлива жизнь. Кроме этого, как и в любое движение, в него попадают подростки, не склонные к пессимизму. У кого-то друг увлёкся, кто просто по приколу, в общем, «а чем я хуже?» - думает подросток и вот он уже вместе со всеми «хандрит». А только, кажется, что сейчас погрущу, а в душе останусь жизнерадостным. Как доказали психологи, длительное пребывание в каком-то эмоциональном состоянии откладывает свой отпечаток на психику человека.

 Для того чтобы понять, что движет движением, основы которого отрицают жизнь, я провела опрос юношей и девушек, называющих себя «готами» в возрасте от 13 до 23 лет.

1). По результатам исследования оказалось, что влиянию этого течения подвержены лица от 13 до 23 лет (рис.1). 

 

Рис.1       

Меньшинство составляют дети от 13 до 15 лет, а большинство подростки от 16 до 17 лет. Это связано с тем, что в 16-17 лет подростки оканчивают школу и попадают под влияние улицы и неформальных молодёжных объединений. Возраст, опрашиваемых мной лиц, оканчивался 23-мя года. В ходе исследования выяснилось, что именно в этот период они более подвержены влиянию «готической» субкультуры.

 

2) Изучая склонность к суициду, было выяснено, что девушки подвержены ему больше (табл.1). 

Пол

Положительное отношение к суициду

Ж

82

М

56

Таблица 1.

Это можно объяснить тем, что они более восприимчивы и легче делают необдуманные поступки.

3) Наибольший процент положительного отношения к суициду наблюдается среди респондентов в возрасте 13-15 лет. Но как бы не была популярна среди подростков идея суицида, всё-таки в большинстве своём подростки пытаются противостоять проблемам и не накладывать на себя руки. Проведённый опрос показал, что с возрастом актуальность суицида уменьшается (рис.2).  

 

Рис. 2  

 Большой процент положительного отношения к суициду детей в возрасте 13-15 лет объясняется тем, что в этом возрасте очень развит максимализм и не придаётся большое значение смерти. Становясь старше, человек начинает более здраво смотреть на жизнь и ценить её.

 

                                                                                                      4) Опрос показал, что основным поводом к суициду является нежелание решать проблемы или нежелание с ними жить (рис.3). 

 

 

 

 

Рис. 3

Большинство «готов» 45% не имеют цели в жизни. Ведя бесцельное существование, не видя смысла жизни, подростки-«готы» пытаются найти его в потусторонних  мирах (рис.4). 

 

Рис.4

 

Так же много опрошенных «готов» считает, что жить нужно ради удовольствия. И практически на равных позициях оказались ответы «жить ради родных», и противоположная точка зрения – «жить ради того, чтобы однажды познать таинство смерти».

 

5) Большинство готов считают, что они реалисты, и объясняют своё плохое отношение к жизни – адекватностью её восприятия (рис.5).

 

Рис.5 

 

6) Что же приводит подростка в это движение мрачных и депрессивных людей? Из результатов исследования мы можем видеть, что большинство людей в «готике» привлекает мистическая основа     (рис.6).

 

 

Рис. 6

7) Так же, как ни странно, сами «готы» ответили, что «готика» – это временное увлечение. Быть может, это как раз тип людей, которые пришли в это движение, чтобы не отстать от знакомых, увлекающихся готикой. Так же многие, ответили, что «готика» – это их мироощущение, что «готика» – это они сами, и что их внутренний мир соответствует «готическому» представлению.

 

                                         Но каково же это мироощущение и почему оно такое? Некоторые просто не хотели отвечать на поставленный вопрос, мотивирую, что не могут раскрыть свою душу незнакомому человеку или, что они не могут этого объяснить.

8) Итак, что же такое «готика» в понимание самих «готов»?           

На этот вопрос все единогласно ответили, что не могут дать точное определение, так как «готика» для каждого своя.

Весьма лояльное определение – «готика» для каждого своя. Это позволяет подписывать под «готику» многое, при этом, привлекая всё больше народу в эту субкультуру, чем и занимаются специальные группы людей, зарабатывая на этом деньги. При рассмотрении этой темы в сети Internet, я нашла ряд агитационных сайтов, в которых предлагалось содействовать вступлению в ряды «готов» подростков, принадлежащих к другим субкультурам. Так же на тех же сайтах были даны ответы на вопросы: кто такие «готы», их мировоззрение, какая музыка является «готической», при этом под «готику» подписывалось очень многое, на наш взгляд, не относящееся к ней. К примеру, на одном из сайтов было сказано, что творчество Виктора Цоя является не признанном в своё время «готическим», а также некоторые песни Мадонны тоже считаются «готическими». То есть, после прочтения подобных страниц подросток может сделать вывод, что он «гот», а уже дальше пойдёт подражание: «101 правило «готов», знание наизусть «библии теней» и многого другого хлама, засоряющего Internet. Кроме этого в сети Internet я нашла сайт, на котором рассказывалось о способах совершения суицида, при этом были расписаны все плюсы и минусы каждого способа. Меня поразила простота описания. И всё-таки, если подросток окончательно решил, что он – «гот», и разуверяться в этом не собирается, как же он относится к религиям, и к каким религиям причисляют себя готы? (табл. 2).

Таблица 2

Православная церковь

35%

Католическая церковь

4%

Протестантская церковь

0%

Свидетели Иеговы

2%

Сатанизм

25%

Дьяволизм

25%

Другая

20%

Атеизм

12%

9)  Парадоксальным является то, что люди, склонные к суициду, поклоняющиеся ведьмам, вампирам и др., называют себя православными.

10) Среди причин популярности субкультуры «готов» можно выделить эпатаж. Образы «роковой женщины», «женщины-ведьмы» и «женщины-вапмп»  встречаются среди девушек-«готов». Многие подростки не хотят сливаться с «серой массой». Стремление выделиться из толпы очень важно для подростка. На наш взгляд, недовольство реальным миром и пассивное отношение к жизни, возникает, как следствие неумения решать поставленные проблемы.

Появление «готов» в России, рост популярности этой субкультуры, безусловно, связаны с тем, что в 90-е гг. XX в. страна переживала смену ценностей, находясь в стадии перелома эпох, так же, как на рубеже XIX и XX вв., но дальнейшая популяризация объясняется лишь раскруткой этого движения средствами массовой информации и Internet. На мой взгляд, правительству многих стран нужно думать о подрастающем поколении и прилагать все усилия для уменьшения влияния идей ухода из жизни. Одним из таких способов может служить заинтересованность подростков в здоровом образе жизни, занятия физкультурой и спортом. Если подросткам прививать любовь к родной культуре, то «готическая» субкультура, пришедшая с Запада, не будет иметь большого влияния.